Подписка на новости :
Журнал "Архидом", №5/38

 Журнал

Когда видишь ткани от "Яги", не веришь глазам: что это - мираж или галлюцинация? Нужного слова сразу и не подберешь, чтобы как-то назвать эти причудливые материи, вышедшие из студии авторского текстиля, несколько лет назад созданной двумя московскими художницами.


ПЕРЕД "ЯГОЙ" НЕ УСТОИШЬ

Человек, сведущий в тонкостях текстильного мастерства, любую ткань на ощупь распознает - ситец это или саржа, шелк или бархат. Ну, может быть, на чем-то и запнется. Тканей ведь великое множество: плотные и непроницаемые, невесомые прозрачные, теплые и пушистые, гладкие и холодящие кожу, жесткие и хрустящие, нежно шелестящие: Рассматриваешь в музейном хранилище затейливые узоры старинных тканей и не устаешь изумляться виртуозным сплетениям нитей, старательно выложенным стежкам вышивки. Как только терпения хватало или жизнь совсем другая была?! Сегодня другие ритмы и технологии. Можно "вплавить" в ткань металл или "вплести" бамбуковые веточки, на компьютере рассчитать и воспроизвести узоры любой сложности. Однако при всем разнообразии новейших тканей обязательно найдутся люди, которым только дай хорошую материю, так они непременно стараются ее "испортить".

Когда видишь ткани от "Яги", не веришь глазам: что это - мираж или галлюцинация? Нужного слова сразу и не подберешь, чтобы как-то назвать эти причудливые материи, вышедшие из студии авторского текстиля, несколько лет назад созданной двумя московскими художницами. Ёжки не ткут и не прядут, и даже не шьют. На аппликацию не похоже, швов не заметно, гобеленом тоже не назовешь. Единственное, что приходит на ум, - это сравнение с войлоком или кустарной японской бумагой, где волокна спрессованы в единое полотно. Но там однородные волокна, а здесь столько всего намешано. Вот это, кажется, кусочек шелка, здесь что-то вроде прозрачной органзы, а это уже пушистая шерсть и какие-то фрагменты, словно расползающиеся от ветхости. Ощущение, будто ткани, кружева, нити мохера крепко сплавились в цельную материю без швов и стыков. Но разве шерсть, хлопок, шелк способны плавиться, подобно металлам, стеклу или пластику?

Спрашивать у Ёжек бесполезно - секрета не выдадут, но поговорить все-таки интересно. Название студии "Яга" вроде бы появилось из созвучия с фамилиями самих художниц. Ирина Ега и Елена Юга - так они обычно представляются - большие любительницы языческих мифологий и считают, что Ягу незаслуженно обижают, ведь изначально она была прародительницей всего живого, одной из богинь древнейшего славянского пантеона, олицетворявшей вечную женственность и плодородие. Может быть, ее прошлое славянское имя - Макошь, дарительница благ, отвечающая за урожай, покровительница семьи, прядущая нити судьбы, в православии переродившаяся в Параскеву Пятницу, покровительницу женских домашних ремесел - прядения и ткачества. Иначе откуда у сказочной Бабы Яги взялся волшебный клубок нитей? Ёжки разузнали даже, что в санскрите, древнем индийском языке, слово "Яга" обозначает "связь, соединение", и сами теперь творят новую субстанцию из существующих в природе элементов. Свои ткани они воспринимают как воплощение женской сути, в которой чудесным образом уживаются порядок и хаос, свет и тьма, мягкость и жесткость, вековая мудрость, зрелая соблазнительность и наивная юность. Как сделано - непонятно. Самым настойчивым Ирина скупо поведает, что уже лет 10 занимается декоративным текстилем. Когда надоело работать как все, она придумала обрабатывать и соединять ткани на каком-то особом станке и даже патент получила. Ткани высматриваются в обычных магазинах. Две-три материи берутся для основы, на них накладываются другие. Собирается подходящая пряжа и что еще под руку попадется - фольга, замша, растительные волокна. Из самого обычного твориться свое - невообразимое. Одним тряпочкам нужно придать ощущение ветхости, искусственно состарить, другие - преобразить до неузнаваемости. Соединить самое разное - прозрачное с непроницаемым, блестящее с пушистым, "вживить" одно в другое, пронизать, накрутить, навертеть. Естественные свойства текстиля - способность вытягиваться, рваться, пушиться и сваливаться, то, что в обычных тканях не всегда ценится, - играют на руку хитроумным Ёжкам. В результате получается многослойное полотно - что лицо, что изнанка - никакой разницы. Внутри целый мир из "вживленных" и "проросших" нитей, кружев, причудливых фрагментов тканей - словно в янтаре застывшие осколки давних эпох.

Художницы называют свои творения арт-объектами, которые уживаются с любым материалом и обладают особым даром перевоплощения: плед вместо шали на плечи можно накинуть, а если им же окно завесить - на просвет узор как витраж заиграет. Ёжки и одежду делают: шарфики, беретики, а то и пальто целое слепят. Именно целое, потому что без швов и всяких ненужных подшивок обходятся. А для дома - шторы, светильники, ширмы и пледы. Как все это будет носиться? Не расползется ли по ниточкам? Все зависит от цели. Колдовство, как известно, разной силы бывает - иногда на день, иногда на года. Так и Ёжки мастерят вещи самой разной прочности. Может быть, для чего-то совершенно эксклюзивного и мгновения достаточно. Тогда наплетут из тончайшей "паутины" эфемерное сказочное полотно, только для одного-единственного случая предназначенное, который никогда не повторится...

Екатерина Ермакова